Mercedes S-Class W-220

с 1998 года выпуска

Ремонт и эксплуатация автомобиля



Мерседес W220
+ Автомобили Mercedes-Benz класса S (W220)
+ Руководство по эксплуатации
+ Текущее обслуживание
+ Двигатель
+ Системы охлаждения и отопления
- Системы питания и выпуска
   + Система питания и впрыска топлива
   + Система впрыска топлива дизельного двигателя. Турбокомпрессор
   - Системы выпуска и снижения токсичности отработавших газов
       Системы снижения токсичности выпуска - общая информация
       Система выпуска отработавших газов
       Каталитический преобразователь
+ Электрооборудование двигателя
+ Автоматическая трансмиссия
+ Приводные валы
+ Тормозная система
+ Подвеска и рулевое управление
+ Кузов
+ Бортовое электрооборудование
+ Cхемы электрооборудования


Системы выпуска и снижения токсичности отработавших газов

Системы снижения токсичности выпуска - общая информация

Элементы систем снижения токсичности

1 — Контрольная лампа «Проверьте двигатель»
2 — Диагностический разъем

3 — Клапан продувки угольного адсорбера


Схема прокладки вакуумных линий. Двигатели V6 и V8 (112, 113)

1 — Клапан продувки адсорбера
2 — Диафрагменное устройство переключения впускного трубопровода
3 — Приводное устройство дроссельной заслонки
4 — Резонансный клапан переключения впускного трубопровода
5 — Клапан отсечки подмешивания воздуха в выхлоп со встроенным контрольным клапаном
6 — Клапан системы рециркуляции отработавших газов (EGR)

7 — Вакуумный передатчик системы EGR
8 — К прочим потребителям разрежения
9 — Вакуумный контрольный клапан
10 — Электрический вакуумный насос
11 — Датчик давления
12 — Клапан переключения воздушного насоса


Расположение элементов систем снижения токсичности

1 — Правый докаталитический лямбда-зонд 1
2 — Правый посткаталитический лямбда-зонд 2
3 — Датчик давления в топливном баке
4 — Клапан продувки адсорбера

5 — Адсорбер системы улавливания паров топлива
6 — Левый докаталитический лямбда-зонд 1
7 — Левый посткаталитический лямбда-зонд 2


Функциональная схема системы улавливания паров топлива

55 — Топливный фильтр
55/2 — Регулятор давления топлива 5.0 атм.
55/3 — Регулятор давления топлива 5.3 атм.
55/3a — Заслонка
55/4 — Камера разбрызгивания
71 — Клапан
75 — Топливный бак
76 — Вентиляционный клапан
77 — Угольный адсорбер
77/1 — Линия давления/разрежения
95 — Насос откачки смеси

B4/7 — Датчик давления топлива
M3 — Топливный насос
M3/1 — Насос, встроенный в топливный бак
N3/10 — Блок управления электроникой
фазированного впрыска топлива (ME-SFI)
Y58/1 — Клапан управления продувкой адсорбера
a — Топливная линия
b — Линия продувки
c — Электропроводка


Электрический насос системы подмешивания воздуха в выхлоп

Клапан заслонки переключения выпуска (под днищем)

Клапан переключения насоса системы подмешивания воздуха в выхлоп (передняя часть двигателя)

Клапан управления продувкой угольного адсорбера (левая задняя часть двигательного отсека)

Передатчик вакуума клапана рециркуляции отработавших газов (задняя часть двигателя)


Бензиновые модели

В системах питания всех бензиновых моделей должен использоваться только неэтилированный бензин. Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальном расходе топлива и токсичности отработавших газов. Система улавливания паров топлива предотвращает попадание их из топливного бака в атмосферу. Установлена система рециркуляции отработавших газов.

Система вентиляции картера

Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают в впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.

Газы удаляются из картера за счет разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше).

Снижение токсичности отработавших газов

Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех бензиновых моделях в систему выпуска встроен трехфункциональный каталитический преобразователь. Система управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включен датчик кислорода. Этот датчик, установленный в системе выпуска, постоянно информирует блок управления о составе отработавших газов. В зависимости от полученных данных, блок управления корректирует качество смеси, подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует сгорание топлива.

В лямбда-зонд встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через специальное реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания кислорода в газах. В зависимости от концентрации кислорода, датчик посылает сигналы разного напряжения. Если смесь переобогащена - содержание кислорода в отработавших газах очень низкое, датчик подает сигналы с низким напряжением. Напряжение увеличивается по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в газах. Наиболее эффективно преобразователь работает при оптимальном составе горючей смеси (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной концентрации кислорода в отработавших газах происходит скачок в напряжении на датчике. Этот скачок является точкой отсчета для блока управления при корректировке качества смеси.

Установлено по два датчика. Один - перед, а второй — после преобразователя. Этим достигается более точное отслеживание состава отработавших газов.

Система рециркуляции отработавших газов

Система рециркуляции отработавших газов позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции управляется блоком управления.

Система улавливания паров топлива

Для снижения выброса в атмосферу несгоревших углеводородов на все бензиновые модели устанавливается система улавливания топлива. Заправочная горловина топливного бака герметично закрывается крышкой, под топливным баком установлен угольный адсорбер. В нем собираются пары топлива, образующиеся в баке во время стоянки автомобиля и хранятся там до тех пор, пока по сигналу блока управления не начнется продувка фильтра. Тогда пары топлива начинают подаваться через клапан продувки (Y58/1) во впускной трубопровод, там они смешиваются с рабочей смесью и далее сгорают обычным образом в камерах сгорания.

Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых оборотах и во время прогрева блок управления держит клапан закрытым. Таким образом предотвращается попадание несгоревшего топлива в преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода смесь переобогащена). После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться, подавая пары топлива во впускной тракт.

Контрольный клапан в линии продувки предотвращает нарастание давления в адсорбере. Продувка адсорбера включается в следующих случаях:

- температура охлаждающей жидкости больше 70°С;
- двигатель работает дольше 2 мин;
- не при движении накатом;
- лямбда-зонд не активен.

Регулирование силы продувки осуществляется блоком управления. Величина пополнения адсорбера определяется различным временем включения при постоянном открывании и закрывании клапана. Изменения скорости вращения коленчатого вала при продувке предотвращаются управлением холостыми оборотами.

При открытой крышке топливного бака вентиляционный клапан не открывается, в результате чего выпускное отверстие закрывается быстрее и предотвращает попадание топлива в адсорбер.

Дизельные модели

Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальных расходе топлива и токсичности отработавших газов. Для дополнительного снижения токсичности газов на автомобиль установлены несколько дополнительных систем. Система вентиляции картера снижает утечки газов в атмосферу из системы смазки двигателя. Каталитический преобразователь снижает токсичность отработавших газов. Установлена система рециркуляции отработавших газов.

Система управляемой вентиляции картера

Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают в впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.

Газы удаляются из картера за счет разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше). На все дизельные модели установлен клапан вентиляции. Он находится на крышке головки блока и управляет потоком газов из картера.

Каталитический преобразователь

Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех дизельных моделях в систему выпуска встроен каталитический преобразователь. Он нейтрализует большую часть газообразных углеводородов, СО и других вредных примесей, входящих в состав отработавших газов.

Система рециркуляции отработавших газов

На все дизельные модели также установлена система рециркуляции отработавших газов. Эта система позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции контролируется блоком управления.